Что должен знать и уметь бизнес-аналитик по BABOK: 6 базовых компетенций

автор рубрика
Что должен знать и уметь бизнес-аналитик по BABOK: 6 базовых компетенций

Продолжая разговор о личностных качествах и профессиональных компетенциях бизнес-аналитика, сегодня мы рассмотрим подробнее, как профессиональный свод знаний по бизнес-анализу, руководство BABOK, описывает ключевые знания и навыки современного аналитика для эффективного выполнения задач прикладного бизнес-анализа.  

6 категорий базовых компетенций бизнес-аналитика по BABOK

Напомним, под базовыми компетенциями (Underlying Competencies) бизнес-аналитика BABOK подразумевает поведение, характеристики, знания и личностные качества, которые помогают выполнять задачи бизнес-анализа. В версии BABOK 3.0 они описаны в 9-ой главе и сгруппированы по следующим категориям:

  • Аналитическое мышление и решение проблем (Analytical Thinking and Problem Solving), что включает
    • Творческое мышление (Creative Thinking) для генерации новых идей и подходов, поиска альтернативных вариантов решения проблем и реализации возможностей.
    • Принятие решений (Decision Making) – сбор и анализ информации о возможных решениях, сравнение альтернатив, поиск компромиссов и выбор варианта, наиболее выгодного для стейкхолдеров и предприятия в целом.
    • Обучение (Learning) – способность быстро усваивать различные виды новой информации, изменять и адаптировать существующие знания к динамике развития окружающей среды.
    • Решение проблем (Problem Solving) – определение проблемы и поиск ее корневых причин, разработка вариантов ее решения и выбор наилучшей альтернативы.
    • Системное мышление (Systems Thinking) – взгляд на предприятие как на систему, из взаимосвязанных компонентов (люди, процессы, технологии и другие факторы), которые взаимодействуют друг с другом для достижения определенных результатов.
    • Концептуальное мышление (Conceptual Thinking) для понимания связи между разрозненными элементами и поиска закономерностей с использованием опыта, знаний, творческих идей, интуиции и абстрактного мышления для генерации альтернатив, вариантов и новых идей.
    • Визуальное мышление (Visual Thinking) – визуализация результатов анализа и предлагаемых решений в виде понятных и наглядных концепций, моделей, диаграмм, таблиц и прочих графических конструкций для сообщения стейкхолдерам.
  • Поведенческие характеристики (Behavioral Characteristics), которые позволяют бизнес-аналитику добиться доверия и уважения стейкхолдеров. В эту группу входят:
    • Этика (Ethics), включая фокус на справедливости, внимательности и соответствии моральным нормам в отношениях со стейкхолдерами.
    • Личная ответственность (Personal Accountability) – эффективное планирование работы по бизнес-анализу для достижения поставленных целей и задач, обеспечение качества поставляемых результатов ожиданиям и бизнес-потребностям, включая детальную проработку всех вопросов и дефектов для полного удовлетворения потребностей стейкхолдеров.
    • Надежность (Trustworthiness) – доверие к аналитику со стороны стейкхолдеров и уверенность в том, что результаты его работы принесут пользу бизнесу.
    • Организованность и тайм-менеджмент (Organization and Time Management) способность приоритизировать задачи и успешно выполнять их, а также эффективно распоряжаться временем.
    • Адаптируемость (Adaptability) – способность быстро подстраиваться к изменениям рабочих условий, выбирая соответствующие техники, стили, методы и подходы, готовность взаимодействовать и выполнять задачи в соответствии с предпочтениями стейкхолдеров.
  • Знание бизнеса (Business Knowledge) для успешной работы в предметной области, отрасли, конкретной организации, решения и методологии, что включает
    • Понимание бизнеса (Business Acumen) – способность понимать потребности бизнеса, исходя из предыдущего опыта и знания фундаментальных бизнес-принципов и лучших практик
    • Знание отрасли (Industry Knowledge) – понимание текущих тенденций, ситуации на рынке (расстановка сил, драйверы роста, поставщики, конкуренты, потребительские сегменты), ключевых процессов, услуг и продуктов, лучших практик, нормативно-правовых актов, а также прочих факторов, с которыми связана текущая и смежные отрасли.
    • Знание организации (Organization Knowledge) – понимание структуры управления и бизнес-архитектуры предприятия, в т.ч. пути генерации прибыли, формальные и неформальные каналы коммуникации, а также внутренние политики, влияющие на принятие решений.
    • Знание решения (Solution Knowledge) – понимание существующих структурных единиц, окружающих условий и технологий для определения наиболее эффективных способов реализации изменения от текущего состояния к будущему с целью удовлетворения бизнес-потребности.
    • Знание методологий (Methodology Knowledge), которые определяют сроки, подходы, роли участников, приемлемый уровень риска и другие аспекты управления изменениями, что дает понимание контекста, зависимостей, возможностей и ограничений при разработке подхода к бизнес-анализу.
  • Коммуникативные навыки (Communication Skills) для эффективного обмена информацией со стейкхолдерами, куда входят:
    • Вербальная коммуникация (Verbal Communication) – произносимые слова и тон голоса для выражения информации бизнес-анализа, идей, понятий, фактов и мнений.
    • Невербальная коммуникация (Non-Verbal Communication) – обмен сигналами в виде движений, поз, мимики, жестов, зрительного контакта и прочих проявления так называемого «языка тела».
    • Письменная коммуникация (Written Communication) с использованием текста, символов, формальных и неформальных моделей, рисунков для сообщения и предоставления информации. Сюда входят широкий словарный запас, грамотность и знание терминов, понятных аудитории.
    • Cлушание (Listening) – понимание слов в контексте сообщаемой информации, включая активное слушание в виде обобщения и повторения сказанного другими словами, чтобы удостовериться в единстве обсуждаемых понятий.
  • Навыки взаимодействия (Interaction Skills) – умение бизнес-аналитика выстраивать продуктивные отношения, сотрудничать и общаться с разными людьми. Сюда входят:
    • Модерирование или Фасилитация (Facilitation) – умение нейтрально вести групповую дискуссию так, чтобы каждый участник мог высказать свою точку зрения на обсуждаемую тему.
    • Лидерство и влияние (Leadership and Influencing), чтобы мотивировать людей на совместную работу для достижения общих целей.
    • Командная работа (Teamwork), чтобы продуктивно взаимодействовать со стейкхолдерами и членами команды, эффективно разрешая конфликты и увеличивая уровень доверия между людьми.
    • Ведение переговоров и разрешение конфликтов (Negotiation and Conflict Resolution) – посредничество в обсуждениях между участниками, чтобы помочь им признать наличие разных точек зрения на обсуждаемый предмет, разрешить разногласия и прийти к выводам, с которыми согласны все стейкхолдеры.
    • Обучение (Teaching) – побуждение стейкхолдеров к получению новых знаний и навыков, необходимых для более эффективного взаимодействия в рамках работ по бизнес-анализу. Например, объяснение смысла и основных приемов конкретных техник и подходов бизнес-анализа, чтобы стейкхолдеры понимали, зачем это нужно и имели ясную интерпретацию полученной информации.
  • Инструменты и технологии (Tools and Technology) – методологические подходы и программные приложения для поддержки коммуникаций и взаимодействия, создания и поддержания требований, моделирования понятий, отслеживания проблем и повышения общей производительности труда. Сюда входят следующие инструменты и технологии:
    • офисной продуктивности (Office Productivity Tools and Technology) – текстовые редакторы, электронные таблицы, средства создания презентаций, электронная почта и мессенджеры, системы взаимодействия и управления знаниями, а также прочее программное и аппаратное обеспечение для документирования и отслеживания информации и артефактов.
    • бизнес-анализа (Business Analysis Tools and Technology) – методологии и программные средства для моделирования, документирования и управления результатами бизнес-анализа, таких как модели бизнес-процессов, диаграммы для разработки программного обеспечения, прототипы интерфейсов, требования, риски и пр.
    • коммуникации (Communication Tools and Technology) – голосовая связь, мгновенные сообщения, онлайн-чаты, электронная почта, блоги, видеоконференции, электронные доски и календари, Wiki, онлайн средства для мозгового штурма, электронное голосование и принятие решений, системы совместного доступа к документам, средства обмена идеями и прочие коммуникационные инструменты для планирования и совместного выполнения задач.

В следующей статье мы рассмотрим, чем бизнес-аналитик отличается от системного и аналитика данных. А как развить профессиональные компетенции бизнес-аналитика по рекомендациям BABOK, а также советы и лайфхаки по сдаче сертификационного экзамена IIBA, вы узнаете на специализированном курсе «Штурм BABOK за 4 дня: от основ к сертификату IIBA» в нашей «Школе управления и продаж» учебного центра «Коммерсант» – практическое обучение и повышение квалификации руководителей, аналитиков, менеджеров по продажам и специалистов в Москве.