Из чего сделан бизнес-аналитик: профессиональные компетенции по BABOK и не только

автор рубрика
Из чего сделан бизнес-аналитик: профессиональные компетенции по BABOK и не только

Сегодня поговорим о личностных качествах и профессиональных компетенциях бизнес-аналитика, транслируя практический опыт на рекомендации руководства BABOK, о котором мы рассказывали здесь. Читайте в нашей статье, какие знания и умения, а также что за soft skills нужны для эффективного выполнения задач прикладного бизнес-анализа.

 

Кто такой бизнес-аналитик: T-shape профессионал или дилетант широкого профиля

При всей важности академического образования, основные профессиональные знания и навыки бизнес-аналитик, как и большинство других специалистов, приобретает не в процессе учебы, а при непосредственном выполнении рабочих задач. Характерным отличием бизнес-анализа от других видов деятельности является его универсальность: например, исследование производственных процессов с целью их оптимизации для сокращения затрат, актуально для любого предприятия в каждой отрасли экономики. Таким образом, аналитик сталкивается с разными предметными областями, погружаясь в их особенности до того уровня детализации, который позволит удовлетворить бизнес-потребность. Поэтому именно T-образная (T-shape) модель компетенций в полной мере отражает подход к профессиональному развитию бизнес-аналитика. Это означает, что на глубоком фундаменте так называемых «hard skills» (специальных навыков по методам и средствам решения задач бизнес-анализа, таких как системный анализ, процессы разработки программного обеспечения, управление требованиями, управление качеством, менеджмент и финансовый анализ) располагается широкий кругозор знаний по смежным направлениям и различным предметным областям. Например, в одном проекте аналитик решает задачу оптимизации дорожно-транспортной системы, в другом – ищет способы повысить эффективность использования технологического оборудования, а в третьем – исследует причины падения спроса на продукцию предприятия пищевой промышленности. В случае проектных работ в качестве внешнего консультанта, аналитик может довольно часто ездить в командировки по всему миру. Потому дисциплинированность, стрессоустойчивость, выносливость и адаптируемость к изменяющимся обстоятельствам также необходимы для успешной профессиональной деятельности. Еще на практике бывает, что бизнес-аналитик частично или полностью выполняет роли технического писателя, product owner’а, project manager’а и даже тестировщика. В небольших проектах или компаниях такое совмещение обязанностей оправдано, хотя с ростом объема работ оно значительно увеличивает нагрузку на одного человека, снижая качество результатов. Тем не менее, целеустремленность, любознательность и способность в краткие сроки усвоить большой объем новой информации, чтобы вынести из него нужное для решения конкретной задачи, являются важнейшими качествами бизнеса-аналитика. Также, поскольку аналитик плотно работает с множеством людей (заказчик, конечные пользователи, эксперты предметной области, поставщики и прочие стейкхолдеры), требуются еще так называемые «soft skills». К ним относятся коммуникативные, организационные и прочие общие навыки, которые повышают эффективность взаимодействия с людьми и решения бизнес-проблем. Далее мы рассмотрим, как все это трактуется в руководстве BABOK.

 

6 категорий базовых компетенций бизнес-аналитика по BABOK

Под базовыми компетенциями бизнес-аналитика руководство BABOK предполагает поведение, характеристики, знания и личностные качества, которые помогают выполнять задачи бизнес-анализа. При этом BABOK подчеркивает, что данные базовые компетенции (Underlying Competencies) не являются строго уникальными именно для бизнес-аналитика, однако они представляют собой базис для успешной профессиональной деятельности в этой области. BABOK 3.0 описывает их в отдельной главе №9, сгруппировав по следующим категориям:

  • Аналитическое мышление и решение проблем (Analytical Thinking and Problem Solving) – системное понимание отношений между взаимосвязанными объектами и процессами в бизнесе, а также способности определять проблемы и решать их наиболее эффективным способом.
  • Поведенческие характеристики (Behavioral Characteristics), которые позволяют бизнес-аналитику добиться доверия и уважения стейкхолдеров.
  • Знание бизнеса (Business Knowledge) для успешной работы в предметной области, отрасли, конкретной организации, решения и методологии.
  • Коммуникативные навыки (Communication Skills) для эффективного обмена информацией со стейкхолдерами.
  • Навыки взаимодействия (Interaction Skills) – умение бизнес-аналитика выстраивать продуктивные отношения, сотрудничать и общаться с разными людьми.
  • Инструменты и технологии (Tools and Technology) – методологические подходы и программные приложения для поддержки коммуникаций и взаимодействия, создания и поддержания требований, моделирования понятий, отслеживания проблем и повышения общей производительности труда.

В следующей статье мы разберем каждую базовую компетенцию подробнее. А как эти компетенции применяются в профессиональной деятельности по бизнес-анализу в соответствии с рекомендациями BABOK, а также советы и лайфхаки по сдаче сертификационного экзамена IIBA, вы узнаете на специализированном курсе «Штурм BABOK за 4 дня: от основ к сертификату IIBA» в нашей «Школе управления и продаж» учебного центра «Коммерсант» – практическое обучение и повышение квалификации руководителей, аналитиков, менеджеров по продажам и специалистов в Москве.